Связь времён

(Отчёт о многодневной экспедиции по маршруту

Дактуй – Ушумун – Соколостан – 35 километр Черняевской железнодорожной ветки -  Ушумун – Дактуй  учащихся Дактуйской МСОШ и Ушумунской МСОШ

совершенной с 17 июля по 21 июля 2006 года)

Ц е л и:

1.     Активизация детско – юношеского туризма и краеведения

     2. Приобщение  детей  к базовым социокультурным ценностям своего края

З а д а ч и:

1.     Привлечение школьников к всенародному движению по охране природы, к участию в туристско – краеведческом движении «Отечество»

2.     Улучшение экологического образования, пропаганда знаний о крае

3.     Воспитание чувства ответственности за всё происходящее в окружающей среде и обществе, осознание общественной значимости своей деятельности

4.     Способствовать физической закалке учащихся, заложить основы для формирования  потребности в здоровом образе жизни

5.     Прививать навыки практической работы по организации бивуака, с объектами живой природы.

М е т о д ы

     1. Анализ

а)Архивных источников: доклад тюремного инспектора Соколова на  Всероссийском съезде в Петербурге в начале 1914 года «О результатах применения арестантского труда на сооружении Амурской железной дороги»;

б)  материалов личного архива Назаренко А. Г.: воспоминания бывшего    политкаторжанина Данько В. Е., Камаданова С. Д. и бывшего начальника лесопункта № 3 на 28 километре Назаренко Г. П.;

в) материалов периодической печати: районной  газеты  «Вперёд» от 21. 04. 1999г., статья М. Бондаря «Она была первой железной дорогой в районе»; районной  газеты  «Вперёд» от 7. 06. 03 г. «Ощутили дыхание прошлого», статья А. Г. Назаренко; областной газеты «Амурская правда» от 10. 09.03 «Путь к Тихому океану России проложили каторжане», автор И. Пузырёвская; районной  газеты  «Вперёд» № 3 от 27. 01. 06г., статья «Зелёное золото» добывалось повсеместно» М. Бондаря.

2. Поиск и описание предметов быта и орудий труда политкаторжан, тылоополченцев и переселенцев

3. Проведение наблюдений о самовосстановлении, с помощью человека природной растительности на объектах деятельности за 60 – 100 лет

4 Анализ понятийно – терминологического аппарата характерного для политзаключенных и тылоополченцев, работавших при строительстве и эксплуатации Черняевской железнодорожной ветки; анализ  топонимики данной местности

К р а т к и й   а н а л и з   р е з у л ь т а т о в   м н о го д н е в н о й  э к с п е д и ц и и

      В экспедиции приняли участие ребята Дактуйской МСОш – 10 человек, руководитель Назаренко А. Г и ученики Ушумунской МСОШ – 10 человек, руководитель Хлынова Т.В.

     В ходе экспедиции были достигнуты цели по приобщению ребят к базовым социокультурным ценностям своего края. Были созданы предпосылки для «переоткрытия» известных исторических и географических фактов в процессе собственного путешествия – исследования. Во время  экспедиции были заложены основы для  преобладания  интереса к наследию — историко-культурному и природному.  Было включено познание современного состояния региона. Это — и школа первичной методики мышления, формирования понятий об общем и особенном, а также о приемах анализа и синтеза, комплексности знаний, а затем и о междисциплинарных научных связях. Ещё что не менее важно,  знания и опыт, полученный детьми в походе, могут  создать предпосылки   для закрепления оседлости населения, особенно молодежи в своём родном краю.

    Ребята получили знания о строителях Черняевской железнодорожной ветки в начале ХХ века, в 30 – е годы и последующие десятилетия. Здесь неоценимую помощь помогли документы, публикации земляков, посвященные данной теме (о   которых говорилось выше). Были найдены и описаны предметы быта поселенцев: обода, сиделки, ступица, металлическая форма для выпечки хлеба, остатки жилого фонда, провалы в местах колодцев.

   Также были проведены экологические наблюдения за изменением растительности данного округа после закрытия лесопунктов. Ребята сделали вывод о том, что лес как самовосстанавливался, так и получал поддержку от человека благодаря работе Ушумунского лестранхоза. Но вырубки лесов продолжаются уже третьим поколением лесорубов. Иногда вырубки осуществляются с нарушением правил для сохранения лесного массива. Ученики были впечатлены теми размерами ущерба, которые наносят лесные пожары природе. Наличие черёмухи и яблоньки подтверждало факт расположения жилья в данном районе, хотя деревья из окультуренных вновь превратились в «дичку».

    Знания ребят расширились за счёт привлечения данных по топонимики местности. А также за счёт новых понятий и терминов, которые использовали политзаключенные, тылоополченцы, местные жители. Например, это такие слова как: тюлька, дрезина, пилорама, лестранхоз, вьюшка, тылоополченцы, верста и т. д.

   Молодые люди познали радость совместного труда при обустройстве бивуака, при совершении переходов. Ребята поняли, что такое товарищество, дружба, взаимопомощь и взаимоподдержка. Ученики осознали, что интересное и требующее сохранение и заботы находится рядом. Только нужно это осознать, понять и приложить силы для его сохранения.

 

 

            

 

 

Используются технологии uCoz