Связь времён
(Отчёт о многодневной экспедиции по маршруту
Дактуй – Ушумун – Соколостан – 35 километр Черняевской железнодорожной ветки - Ушумун – Дактуй учащихся Дактуйской МСОШ и Ушумунской МСОШ
совершенной с 17 июля по 21 июля 2006 года)
Ц е л и:
1. Активизация детско – юношеского туризма и краеведения
2. Приобщение детей к базовым социокультурным ценностям своего края
З а д а ч и:
1. Привлечение школьников к всенародному движению по охране природы, к участию в туристско – краеведческом движении «Отечество»
2. Улучшение экологического образования, пропаганда знаний о крае
3. Воспитание чувства ответственности за всё происходящее в окружающей среде и обществе, осознание общественной значимости своей деятельности
4. Способствовать физической закалке учащихся, заложить основы для формирования потребности в здоровом образе жизни
5. Прививать навыки практической работы по организации бивуака, с объектами живой природы.
М е т о д ы
1. Анализ
а)Архивных источников: доклад тюремного инспектора Соколова на Всероссийском съезде в Петербурге в начале 1914 года «О результатах применения арестантского труда на сооружении Амурской железной дороги»;
б) материалов личного архива Назаренко А. Г.: воспоминания бывшего политкаторжанина Данько В. Е., Камаданова С. Д. и бывшего начальника лесопункта № 3 на 28 километре Назаренко Г. П.;
в) материалов периодической печати: районной газеты «Вперёд» от 21. 04. 1999г., статья М. Бондаря «Она была первой железной дорогой в районе»; районной газеты «Вперёд» от 7. 06. 03 г. «Ощутили дыхание прошлого», статья А. Г. Назаренко; областной газеты «Амурская правда» от 10. 09.03 «Путь к Тихому океану России проложили каторжане», автор И. Пузырёвская; районной газеты «Вперёд» № 3 от 27. 01. 06г., статья «Зелёное золото» добывалось повсеместно» М. Бондаря.
2. Поиск и описание предметов быта и орудий труда политкаторжан, тылоополченцев и переселенцев
3. Проведение наблюдений о самовосстановлении, с помощью человека природной растительности на объектах деятельности за 60 – 100 лет
4 Анализ понятийно – терминологического аппарата характерного для политзаключенных и тылоополченцев, работавших при строительстве и эксплуатации Черняевской железнодорожной ветки; анализ топонимики данной местности
К р а т к и й а н а л и з р е з у л ь т а т о в м н о го д н е в н о й э к с п е д и ц и и
В экспедиции приняли участие ребята Дактуйской МСОш – 10 человек, руководитель Назаренко А. Г и ученики Ушумунской МСОШ – 10 человек, руководитель Хлынова Т.В.
В ходе экспедиции были достигнуты цели по приобщению ребят к базовым социокультурным ценностям своего края. Были созданы предпосылки для «переоткрытия» известных исторических и географических фактов в процессе собственного путешествия – исследования. Во время экспедиции были заложены основы для преобладания интереса к наследию — историко-культурному и природному. Было включено познание современного состояния региона. Это — и школа первичной методики мышления, формирования понятий об общем и особенном, а также о приемах анализа и синтеза, комплексности знаний, а затем и о междисциплинарных научных связях. Ещё что не менее важно, знания и опыт, полученный детьми в походе, могут создать предпосылки для закрепления оседлости населения, особенно молодежи в своём родном краю.
Ребята получили знания о строителях Черняевской железнодорожной ветки в начале ХХ века, в 30 – е годы и последующие десятилетия. Здесь неоценимую помощь помогли документы, публикации земляков, посвященные данной теме (о которых говорилось выше). Были найдены и описаны предметы быта поселенцев: обода, сиделки, ступица, металлическая форма для выпечки хлеба, остатки жилого фонда, провалы в местах колодцев.
Также были проведены экологические наблюдения за изменением растительности данного округа после закрытия лесопунктов. Ребята сделали вывод о том, что лес как самовосстанавливался, так и получал поддержку от человека благодаря работе Ушумунского лестранхоза. Но вырубки лесов продолжаются уже третьим поколением лесорубов. Иногда вырубки осуществляются с нарушением правил для сохранения лесного массива. Ученики были впечатлены теми размерами ущерба, которые наносят лесные пожары природе. Наличие черёмухи и яблоньки подтверждало факт расположения жилья в данном районе, хотя деревья из окультуренных вновь превратились в «дичку».
Знания ребят расширились за счёт привлечения данных по топонимики местности. А также за счёт новых понятий и терминов, которые использовали политзаключенные, тылоополченцы, местные жители. Например, это такие слова как: тюлька, дрезина, пилорама, лестранхоз, вьюшка, тылоополченцы, верста и т. д.
Молодые люди познали радость совместного труда при обустройстве бивуака, при совершении переходов. Ребята поняли, что такое товарищество, дружба, взаимопомощь и взаимоподдержка. Ученики осознали, что интересное и требующее сохранение и заботы находится рядом. Только нужно это осознать, понять и приложить силы для его сохранения.