Как узнать готов ли Ваш ребенок к школе?
Если ребенок хочет идти в школу чтобы заняться важным, социально
одобряемым делом, изучать новое, значит, у него есть мотивационная
готовность. Если же ему хочется в школу, потому что там много детей, с
которыми можно поиграть, побегать, то у него еще не сложилась учебная
мотивация. И тогда следует предоставить ребенку возможности для развития
учебной мотивации, т. е. опыт учения: рисование, музыка, танцы,
спортивные секции.
Если ребенок способен к произвольному поведению, может действовать в
соответствии с правилами, а не с сиюминутным желанием, значит, волевая
сфера у него развита. Такой ребенок сможет понять и усвоить новые
правила
школьной жизни. Самые разные игры по правилам от настольных до
подвижных помогут Вашему ребенку развить произвольность.
Теперь поговорим об интеллектуальной готовности, о развитии мышления
ребенка. Фактически обучение начинается с момента рождения ребенка,
когда ребенок общается со взрослыми,
играет, исследует окружающий мир. К трем годам ребенок проходит
уже полпути своего умственного развития, к моменту
поступления в школу он способен к
систематизации и классификации (находит общие и отличительные
признаки предметов и явлений), может анализировать простые
причинно-следственные связи, у него развиты внимание и память.
Ребенок должен обладать словарным запасом, позволяющим выразить мысль,
описать событие, задать вопрос и
ответить на него. При несформированности речи или трудностях
звукопроизношения помогут занятия с логопедом.
Важно подготовить руку ребенка к письму. Полезными будут рисование,
срисовывание (развивает зрительно-моторную координацию, внимание,
память), штриховка, раскрашивание. Родители могут научить ребенка
правильно держать карандаш и ручку.
Самое пристальное внимание следует обратить на здоровье ребенка. Если он
часто болеет (3-4 раза в год), у него есть тяжелые и хронические
заболевания, -ему трудно будет справиться со школьной программой.
Оставшееся время до школы необходимо посвятить укреплению здоровья
ребенка, закаливанию,
физическому развитию.
Проконсультировавшись с педагогом-психологом по готовности к школе,
выявив сильные и слабые стороны развития, можно подготовить ребенка к
школе.
При высоком уровне готовности к школьному обучению ребенок может
заниматься по программам повышенной сложности в специализированных
школах и гимназических классах. Для детей с ослабленным состоянием
здоровья, при наличии неврозов, ММД, а также с проблемами в развитии
речи
не рекомендуются программы повышенной сложности. Мы советуем найти
такого педагога, который смог бы учесть особенности ребенка и создать
благоприятную атмосферу обучения.
Для детей с несформированностью речевого развития не рекомендуются
программы интенсивного обучения и школы с углубленным изучением
иностранных языков. Необходимы занятия с логопедом.
Когда ребенок приходит в школу, у него меняется сфера и круг общения,
ведущая деятельность (уже учебная, а не игровая), режим дня. Адаптация
может проходить тяжело и долго (2-3 месяца, а иногда и дольше). Возможны
нарушения сна, аппетита, страхи, капризы. В это время важно поддерживать
положительную самооценку ребенка. Личностная активность,
самостоятельность, независимость, уверенность в себе являются
постоянными
стимулами развития. Положительные эмоциональные установки по отношению
к школе, одноклассникам и учителю способствуют в дальнейшем
формированию учебной мотивации. Напротив, отрицательные установки, страх
школы, - снижают успешность учебной деятельности.
Ребенок эмоционально связан с родителями, поэтому очень важно для него,
чтобы родители были счастливы, спокойны, уверены в себе, чтобы в доме
царил мир и гармония. Не стоит сравнивать Вашего ребенка с другими
детьми. Постарайтесь больше хвалить его, нежели ругать, ведь именно
сейчас
ему так нужна Ваша поддержка.
|
|